Рустем Кудояров: Музыкальный полёт начинается, когда отключается самоконтроль

Рустем Кудояров: Музыкальный полёт начинается, когда отключается самоконтроль

В зале не стали тушить свет. Пианист скромно поприветствоал амурскую публику и сел за рояль. И эта взаимосвязь сразу стала какой-то органичной. Первое отделение программы «Искусство фортепианной игры» было посвящено ноктюрнам. В переводе с французского это «музыка ночи». - Я подобрал несколько ноктюрнов так, чтобы отобразить все краски ночи: лирическую, романтическую, таинственную и философскую. Подобрались даже дьявольские оттенки. В ноктюрнах Рахманинова имеется и особый, русский взгляд на ночь, - рассказал Рустем Кудояров. Для благовещенской публики прозвучал «Ноктюрн ля мажор» Джона Фильда. Он был первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова. Об этом зрителям рассказала ведущая концерта Елена Беляева. Композитор был ирландцем, но создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов. Джон большую часть жизни он прожил в России. Фильд был учителем Михаила Глинки. И музыковеды отмечают, что именно Фильд открыл для Глинки и других русских композиторов одно из самых ценных направлений композиторского сочинительства – введение народных мелодий в канву музыкальных произведений. Но Джон Фильд всё же был мастером ноктюрнов. Руки Рустема Кудоярова то порхали над клавишами, то долбили их, словно молотками. А музыка звучала таинственнно, иногда упорно, а порой игриво и успокаивающе. И каждый раз звук был непременно сочный. Даже паузы в абсолютной тишине были вкусны. Затем прозвучали ноктюрны Шопена, Дюбюка. В зале в такт музыке некоторые качали головами. Многие слушали с закрытыми глазами. Некоторым открытием стало то, что существуют романсы не для того, чтобы петь, а просто играть. Такие произведения для фортепиано писал Шуман. Два таких произведения прозвучали этим вечером. В антракте музыкант попросил подстроить рояль. Над этим работали так же тщательно, как и шла сама игра на нём. Но вот чёрный лаковый «немец» Blüthner был готов продолжить концерт, и в зал полились более узнаваемая мелодичная классика – «Лунная соната» Бетховена, скерцо из музыки к пьесе Шекспира, этюды-картины Рахманинова и его «Сон в летнюю ночь». Сам музыкант признался, что ему близка музыка Шумана и Бетховена. Интересными по технике исполнения были прелюдия и ноктюрн Скрябина для левой руки. Одной правой рукой Рустем Кудояров играл так, словно в руках не было недостатка – захватывалась и контроктава, и четвёртая октава. Блестящим исполнением музыкант сорвал бешеные аплодисменты. - Во время исполнения я стараюсь войти в ощущение, когда ты не думаешь о контроле. Идёт, конечно, слуховой и эмоциональный. Но уходит профессиональный контроль, и ты не думаешь о технологических моментах. Идёт полноценный настоящий музыкальный процесс. Одно дело, когда выученный вариант транслируется, а другое – когда прочувствуется, пропевается. Когда ты как будто творишь музыку вместе с композитором, её написавшим, - рассказал Рустем Кудояров. После концерта музыканта-виртуоза ждали юные поклонники классической музыки, которых привели их мамы. Профессор Московской консерватории оказался доступен всем желающим.

Источник