«При Митрофане Пятницком пели по-другому» — Анастасия Алексеевна, известно, что Митрофан Пятницкий запрещал спевки перед концертом, хотел, чтобы хор звучал максимально натурально. А как сейчас? — Конечно, сейчас всё поменялось. Мы недавно с артистами закончили чтение автобиографической книги Петра Михайловича Казьмина «С песней», племянника Митрофана Ефимовича, где он рассказывает про жизнь хора при жизни Митрофана Пятницкого. Обычно мы читаем перед распевкой — если нет аврала и мы можем себе позволить минут пятнадцать на чтение, чтобы больше узнать про тот хор и его участников. Конечно, для своего времени Митрофан Пятницкий был настоящим кладом. Хотя и для нашего, наверное, тоже. Митрофан Ефимович хотел сохранить подлинность, самобытность, и в этом была уникальность хора. Но сейчас время другое, всё стремительно меняется, много задач, и без распевки мы просто не впишемся в настоящее время. У нас профессиональный коллектив, который поет сложную музыку, и эта музыка качественно отличается. Артисты в совершенстве владеют нюансировкой, могут спеть громко, а через секунду тихо. А при Митрофане Ефимовиче пели по-другому. Если колыбельная, то пели тихо, плясовую — громко. Мы всё время говорим про истоки, бережно храним традиции, воспроизводим. Но мы поем, как нас учили, а не так, как мы могли бы это услышать от тех бабушек и дедушек в деревнях. Сейчас условия другие, диапазон большой, произведения очень сложные, и без репетиции, без разогрева вокального аппарата мы просто не справимся с нагрузкой. Искренность как ключ к успеху — Каждое выступление хора, как и сто лет назад, вызывает восхищение и очень сильные эмоции. Люди плачут в зале, вскакивают с мест и аплодируют стоя. В чем секрет вашего хора? — Мы стараемся стоять знаете на чем? На искренности. Каждый раз проживать на сцене всё заново. И, надеюсь, зритель это чувствует. Я уже 18 лет в коллективе. И после каждого концерта спрашиваю себя: «А насколько тебя еще хватит, Настя?» У меня после концерта нет ни капельки энергии, я даже встать не могу первые несколько минут. Конечно, такая самоотдача идет от подачи нашего художественного руководителя Александры Андреевны Пермяковой. И молодые ребята, которые приходят к нам в коллектив, целиком врастают в это. Если радуются, то от всей души, так, что искры летят. А если мы исполняем что-то драматическое, например военный блок, то это на разрыв аорты, до слез и мурашек. И зритель это чувствует. В сложившейся ситуации мы часто задаем себе вопрос: «А чем мы можем помочь? Ведь мы сейчас не на фронте». Главное — это наш талант, дар, который нужен людям, и нужно выкладываться так, чтобы было не стыдно. Поцелованные Богом — Раньше в хоре выступали обычные голосистые крестьяне, кто сейчас запевает на сцене и как попасть к вам в коллектив? — Чтобы попасть к нам в хор, нужно быть поцелованным Богом. Меня поражает, как Александра Андреевна делает отбор. Иногда приходят очень талантливые девочки и мальчики, а она послушает их и не берет, — вспоминает хормейстер. — Спрашиваю: «Почему?» Да потому, что это уже готовый артист, созревшая единица, которую очень сложно будет прирастить к коллективу, а вот в этой — есть искра, есть горячее желание. И она еще ни разу не ошиблась. У Александры Андреевны удивительное чутье на таланты. И артисты делают какие-то невероятные вещи, шагают семимильными шагами. Им всё хочется, им всё надо. А бывают талантливые, но как пирожок ни с чем. И с ними каши не сваришь. Но у нас очень много талантливых, певучих. Они как соловьи, жаворонки. Очень много из Сибири, есть из Хабаровска много воронежских и из других регионов России. Сейчас в детской вокально-хореографической студии «Фолкдети» на репертуаре нашего хора воспитываются будущие артисты. Несколько человек из детской студии уже поют в нашем хоре. Универсальный артист — Сейчас всё популярнее становятся универсальные артисты, которые умеют делать всё: и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах. Как у вас с этим? — Универсальный артист — тенденция последних лет. Наш руководитель Александра Андреевна хотела максимально приблизить хор Пятницкого к тому, что было при Митрофане Пятницком. Артисты из деревни пели, плясами и сами подыгрывали себе на разных музыкальных инструментах. У нас в хоре тоже есть такие. Например, поющий скрипач. Правда, когда 15 лет назад мы с ним разговаривали по телефону, то я сказала, что скрипка нам не подойдет. А потом сто раз подошла. Но у нас еще было условие — научиться танцевать. Сначала скрипач рассмеялся и сказал, что это должны делать специально обученные люди. А сейчас и поет, и на скрипке играет, а когда пляшет, то вспоминает, что раньше не мог поверить в то, что будет танцевать на сцене. У нас все пляшут: и оркестровые, и хоровые. Вот только балетные не поют, но очень хотят. Есть у них такие порывы души. Но мы пока не даем им этого делать, — улыбается Анастасия Алексеевна. Я знаю слово «надо» — Как удается справляться с частыми перелетами, сменой часовых поясов и часто выступать практически с колес? — Вчера мы вернулись из Тынды, где открывали фестиваль, а поезд задержался на два часа. Но для нас такие ситуации не редкость. В таких ситуациях всегда вспоминаю слова моего деда: «Я знаю слово «надо», другого не знаю». Это наша работа. Мы за нее получаем зарплату. Обязательно друг друга поддерживаем. Если я вижу, что коллектив не собран, то включаю музыку, мы танцуем, шутим. Если всё время держать в строгости, то ничего хорошего не будет. А когда мы пошутим, что-то вспомним, поговорим, сразу настрой другой. Например, сегодня у одного нашего артиста доченьке годик исполнился. Мы все вместе поздравили ее с этим событием, посмотрели умилительные фотографии нашей розовощекой Вареньки и стали готовиться к концерту. Хор — одна большая семья — В Год семьи не могу не спросить про семейные пары в коллективе. Много у вас таких? — Семейных пар у нас много. Но прежде всего хор — одна большая дружная семья, как бы высокопарно это ни прозвучало. Но мы заточены на семейные отношения. Большую часть времени проводим в коллективе. Судите сами. У нас ненормированный рабочий день. Вокальная репетиция — с 11 до 15 часов, не больше пяти часов в день. А дальше уже другие репетиции: работа с репетитором в хореографическом зале, сводные репетиции с Александрой Андреевной с оркестром, постановки новых номеров и так далее. В зависимости от задач, которые на данный момент стоят, — подготовка к гастролям, сводным концертам или что-то другое. И как ни крути, но мы летим на гастроли вместе, обедаем, ужинаем вместе, репетируем, выступаем, живем. Это и есть семья, большая, творческая, со своими перипетиями. Но это жизнь, и мы стараемся притереться друг к другу, подстроиться. И, конечно, у нас очень много семейных пар родилось в коллективе. Он оркестровый, она хоровая, он балетный, она хоровая и так далее. Есть многодетные, у которых уже по трое деток. Вот говорят, что разлука укрепляет отношения. А у наших — наоборот, всё делают вместе. Зачем артисты ходят все вместе на кладбище — Многие традиции в коллективе бережно сохраняются, некоторым уже более ста лет, поделитесь, что нового появилось за последние годы? — По инициативе Министерства культуры РФ у нас появилась традиция ходить каждый год на кладбище и убирать заброшенные могилы наших руководителей. У многих уже не осталось в живых родственников, и за могилами просто некому ухаживать. Молодые артисты, может, сами того не осознавая, поддерживают эту память, связь поколений, которая невероятно важна. В этом году на кладбище мы познакомились с женщиной по имени Ника, которая занимается волонтерством и уже третий год подряд по собственной инициативе убирает заброшенные могилы. Ничто земное нам не чуждо. Как и в любом другом коллективе, мы не забываем поздравлять друг друга с праздниками, знаем все дни рождения руководителей, артистов, о рождении детей, прощания с родными тоже все вместе проводим. Не так давно похоронили племянника нашей артистки, с которым виделись в Сирии, когда мы летали туда на гастроли. А потом он ушел на фронт и через две недели его не стало. Его именем назвали школу в Оренбурге, где он учился. Все вместе за него молимся. «Народное искусство сейчас — это что-то элитарное» — На вашем концерте люди плачут, встают с мест и стоя аплодируют, не сдерживая эмоций. Но молодежи в зале мало. Я бы уроки в школе под ваши песни начинала, самый действенный способ воспитания любви и преданности к Родине. А как вы считаете, нужно ли учить слушать русскую народную музыку? — У нас сейчас очень молодой коллектив. К нам приходят ребята в 16 лет, которые фанатично влюблены в народное искусство, стажируются, мы к ним приглядываемся и понимаем, из кого будет толк. Народное искусство сейчас — это что-то элитарное. Не каждый понимает джаз, оперу или классическую музыку. И не каждый сейчас причастен к народной традиционной музыке. Но занимаются этим особенные люди, с особенным настроем души. Это тоже правда жизни. В воспитании молодежи очень важен момент ненавязчивости. Например, у меня есть племянники, которые с детства на наших концертах. Так вот, Матвею всё интересно, и он знает весь наш репертуар и всех артистов по именам, а его сестра тоже ходит на концерты, но душа не отозвалась, и это нормально. Мне кажется, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону: я много езжу по стране, бываю на разных конкурсах и могу сказать, что заметен подъем интереса к народной песне. Сегодня я немного прогулялась по вашему скверу напротив филармонии и услышала песню Шамана про Россию, и это было так хорошо и естественно. Золотой фонд и «Русский мир» — А какие песни в исполнении вашего хора можно вот так запросто услышать в парке или по радио? Есть ли такой хит, который бы выстрелил, как у Шамана песня «Я — русский» или у Татьяны Куртуковой «Матушка-земля»? — Золотой фонд хора — это песни «По диким степям Забайкалья», «Степь да степь кругом», мало кому известная «Ольга в лесе была», эту песню пели еще при Митрофане Пятницком. Конечно, хотелось бы выстрелить с хитом, чтобы все его знали. С одной стороны, мы — национальное достояние страны и уже несколько лет получаем президентский грант, но, чтобы нас транслировали повсюду и пели хором, такого счастья пока не случилось. У нас много песен про Россию. И эти песни часто берут режиссеры на разные концерты. Для нас было полной неожиданностью желание Дениса Майданова спеть с хором Пятницкого «Русский мир». Ведь у него свой стиль, а мы державный коллектив, и это всё не про пиар и не про зарабатывание денег. Это как Кремлевский полк, у которого своя особая миссия. Но сейчас мы нашли золотой ключик к этой песне, нам самим очень нравится, и вот уж мы ее поем! Рычим: «Р-р-усский мир, р-р-усский дух». Мне кажется, эта песня тоже могла бы стать хитом. — Искусство спасет мир? — Если всё зиждется на любви, не ради денег и славы, то обязательно! Мы сейчас очень много ездим по стране: сегодня в Благовещенске, вчера в Тынде, были в Калининграде, Пскове, в прошлом году на Камчатке, обширная география, и мы, конечно, устаем. Но зрители благодарят, со слезами на глазах кричат на концертах: «Спасибо, родные, здоровья вам!» Мы стоим в поклоне и видим эти эмоции, и понимаем, как же действительно важно то, чем мы занимаемся. В этот момент хочется обнять всех и сказать: «Спасибо, мои родные русские люди!»
Источник