«Проситель за Амур»: областная филармония и Центральный оркестр Минобороны показали спектакль

«Проситель за Амур»: областная филармония и Центральный оркестр Минобороны показали спектакль

Амур — достояние России В главном учреждении культуры области о праздновании юбилея задумались еще два года назад. И придумали необычный ход. — Соблюдая историческую правду, каноны сценического искусства, добавив немного публицистики, мы решили через личность человека показать благодаря кому и как Приамурье и большая часть Дальнего Востока стали частью Российской империи, — рассказывает директор Амурской областной филармонии Ольга Смирнова. — Имя этого человека всем хорошо известно, но, как оказалось, мы все о нем очень мало знаем. Это первый губернатор Амурской области граф Муравьев-Амурский. Лакомый кусочек амурской земли во все времена привлекал внимание иностранцев. Интересам англичан, американцев, китайцев противостоял молодой, хорошо образованный, кристально честный государственный деятель — Николай Муравьев. Всего за 14 лет правления ему удалось увеличить территорию России более чем на один миллион квадратных километров, практически победить коррупцию и дать импульс экономическому развитию огромного региона. И сейчас, гуляя по набережной Амура, мы даже не задумываемся, почему огромная территория солнечного Дальнего Востока стала частью земли русской и кому мы этим обязаны. Но, побывав на юбилейном спектакле, хочется восполнить пробелы образования и скорей прочитать о первом губернаторе. Что остается после человека: присоединенные земли, имя на карте или просто память? — Это очень противоречивая личность, про которую мы практически ничего не знали, — поддерживает Светлана Шеломихина. — Когда я обложилась книгами и начала изучать историю, то никак не могла понять, что двигало этим человеком. Ведь он родился в Петербурге, в очень обеспеченной семье, как говорят — «с золотой ложкой во рту». У него было всё для безбедной и спокойной жизни, но он понимал, что Родина превыше всего. Поэтому он мотался по стране, жертвуя здоровьем, личным пространством, личной жизнью. И это меня поражает и восхищает. — У него были амбиции, но не личные. Он был гражданином своей страны, не накопил ничего, никогда не занимался собирательством, потому каких-то вещей от него практически не осталось, — добавляет директор филармонии. — Недавно я была во Владивостоке на выставке, так вот там даже нечем предметный ряд наполнить. Зато его именем названы улицы, стоят памятники в его честь, и осталась часть огромной страны. И вот эту историю мы решили взять за основу нашего юбилейного концерта. — Чтобы понимать тонкости и нюансы того времени, пришлось сделать так, чтобы историческая правда и художественный вымысел не ввели зрителя в заблуждение, — продолжает разговор главный режиссер филармонии. — Мой муж — преподаватель кафедры истории России БГПУ, совсем того не подозревая, стал прототипом героя нашего концерта. Роль генерал-губернатора решили доверить молодому артисту Дмитрию Безбородову, чтобы у зрителя не возникло ассоциации с предыдущими ролями. Актер прекрасно справился с задачей и отлично вписался в коллектив именитых участников концерта. — Нужен был какой-то художественный образ, но это не сам Муравьев-Амурский. В одной из поездок в Хабаровск родилась идея о молодом кураторе выставки краеведческого музея. Ему привозят главный экспонат выставки — мундир генерал-губернатора, и внутренний голос говорит: «Примерь!» И когда он решается примерить — он не становится губернатором, но начинает проживать самые яркие моменты его жизни. И вот здесь включаются наши талантливые артисты. Амурский камерный хор «Возрождение» олицетворяет мысли, знания и факты, которые появляются у главного героя в голове. Шоу-балет «Максимум» через танец передает эмоции, атмосферу и даже сплетни недовольных. А военный оркестр Министерства обороны отвечает за ритм, звуки и музыку той эпохи. Моя задача — через художественный образ выстроить логику, собрать всё вместе и просчитать по времени. Здесь приходится включать математика, потому что за один час нужно сконцентрироваться и уложиться в пролог, эпилог и распределить конфликт по номерам. Все номера создавались специально для этого спектакля. Участники амурского камерного хора «Возрождение» не только пели, но и показали себя как драматические артисты. Прославленный коллектив предложил особый способ прочтения истории, профессионально сочетая повествование с музыкой. «Славься», «Боже, царя храни», «Взвейтесь, соколы, орлами», «Серьга» звучали проникновенно, до слез и мурашек. Буквально на несколько дней, специально для участия в спектакле, прилетел Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации. Большая удача, что музыканты смогли найти время в своем плотном предновогоднем графике. И успели на премьеру буквально с корабля на бал. — Несмотря на то, что музыканты разучивали материал заранее, на сводный генеральный прогон у нас было всего два дня. Но нас не удивить историей больших мероприятий. Мы успели их вкусно покормить, и сразу за работу, — делится секретами внутренней кухни Ольга Смирнова. — Ну и, конечно, мы должны были успеть свести со всеми артистами все мизансцены, выстроить звук, свет, технически всё отладить. О всех волнениях и переживаниях последних дней директор филармонии не рассказала, но мы точно знаем: чтобы спектакль состоялся, весь большой творческий коллектив последние дни перед премьерой трудился без выходных и практически без сна. И всё было не зря. Грандиозный проект, пронизанный неподдельной искренностью, лирикой и любовью ко всему, что делают артисты на сцене, почувствовал каждый зритель в зале. И, кажется, что даже на улице потеплело от зрительских эмоций и аплодисментов. — Музыкальные номера, вокальные, хореографические — всё создавалось абсолютно с нуля. Ранее этих номеров не существовало, — не скрывая естественного волнения рассказывает Светлана Владимировна. Но у нее за плечами не один десяток больших проектов, поэтому опытный режиссер умеет расставить акценты и начать с главного. Царская ложа и шикарная люстра как антураж эпохи — Чтобы уйти от стереотипов, нам не хватает нового пространства. Поэтому мы сняли восемь первых рядов, а на это место настроили подиум и еще крутящуюся платформу, — рассказывает о нововведениях Ольга Николаевна. — Колоритно вписались в спектакль царская ложа и царская люстра, которая приехала к нам из Москвы. С этой огромной сценической люстрой вышла интересная история. Мы понимали, что нам она просто необходима как символ светской жизни. Но у нас такой не было. И именно в этот момент один из московских театров выкладывает пост в соцсети о том, что они разгружают реквизит. Мы смотрим — и видим люстру, которая нам нужна, — с улыбкой вспоминает руководитель творческого коллектива. — Помимо люстры, из Москвы скоро приедут стулья для оркестра с зеленой обивкой, по спецзаказу сделали папки темного цвета, а оркестранты привезли специальные подсветки для инструментов — с особенным, более мягким светом. Очень многое в спектакле построено на символах. Это концерт не «в лоб», а для думающей, читающей публики, для тех, кто может образно мыслить. Организаторы концерта мечтают, чтобы зритель, выйдя с концерта, не только проникся гордостью за место, в котором мы все живем, но и захотел еще больше узнать о личности Николая Николаевича Муравьева-Амурского.

Источник