Амур — это про любовь! — Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ — очень востребованный коллектив, участвует во многих государственных протокольных мероприятиях и парадах на Красной площади, а также культурных и общественно-политических событиях. Оркестру принадлежит признанная эталонной звукозапись Государственного гимна России, а также запись антологии русской военной музыки. Вы практически не бываете дома, но, когда «труба зовет», не можете отказать. Сергей Юрьевич, расскажите, как родилась идея военно-музыкального фестиваля на Амуре? — Прекрасно помню, как начиналась история фестиваля, — начинает беседу Сергей Дурыгин. — У вас в области работают очень неравнодушные, профессиональные люди, которые могут увлечь и заинтересовать любого. Когда к нам приехали министр культуры Амурской области Надежда Доргунова и директор амурской филармонии Ольга Смирнова с предложением сделать такой фестиваль, у нас не осталось никаких сомнений. Подкупило то, с какой искренней любовью люди относятся к тому, чем занимаются, как любят свою область и стараются сделать жизнь людей интересней. После согласования с генералом мы получили поддержку Министерства обороны и вот уже четвертый год подряд приезжаем к вам. Первые два года — на фестиваль «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства». — А какие у вас талантливые люди! — восклицает полковник Дурыгин. Мы всегда в регионах выступаем с местными артистами. И когда нам предложили послушать руководителя хора «Возрождение» Елену Беляеву, я ничуть не удивился. Она очень талантливая! В тот же год мы попали на концерт филармонии, посвященный Дню Победы, я смотрел на сцену и у меня ком в горле стоял. А потом выскочила девушка и как запела… Колокольчик! Это была Марина Горбачева. И сейчас с нами будут выступать уже четыре солиста амурской филармонии. — Военный оркестр — единственный, который может играть и передвигаться одновременно. На плац-концерте музыканты играют без нот по памяти, маршируют, перестраиваются, танцуют и даже поют. 9 июня на набережной все шесть участников фестиваля покажут свое мастерство по очереди, а в финале зрители смогут услышать сводный оркестр из 350 музыкантов. Руководить этим оркестром будете вы, Тимофей Константинович, как главный военный дирижер. Расскажите, как достичь слаженной игры сводного оркестра музыкантов, если на репетицию отводится всего один день и с каким музыкальным инструментом сложней всего маршировать? — Ежегодно мы требуем, чтобы у каждого оркестра было несколько программ, а программа плац-концерта не должна повторяться, — делится секретами внутренней кухни главный дирижер всех военных оркестров страны. — Поэтому в этом году вы услышите и увидите абсолютно новый плац-концерт, не похожий на прошлогодний. Это требование касается не только центрального военного оркестра, но и всех остальных, и присутствует на всех фестивалях. Гостей плац-концерта ждет замечательное выступление, — пообещал Тимофей Константинович. — Мы отсмотрели выступления всех коллективов и постараемся, чтобы финальное попурри всех порадовало. Дирижеры всех оркестров сами принимают решение о выборе репертуара и готовят программу. А для сводного оркестра мы сами выбираем репертуар и рассылаем всем участникам. Чтобы меньше вопросов возникало на сводной репетиции, мы делаем запись Центрального военного оркестра и рассылаем остальным дирижерам. На месте нам остается всех расставить по местам и провести сводную репетицию. На плац-концерте вы увидите, как главный дирижер стоит на дирижерской подставке и управляет всем коллективом. А чтобы каждому музыканту было хорошо видно и понятно, когда ему что исполнять, дирижеры оркестров с тамбур-штоками (такая палочка вверх-вниз) дублируют жесты главного дирижера. — Чтобы научиться маршировать с инструментом, нужно много тренироваться и часами отрабатывать движения, — добавляет Сергей Дурыгин, который провел с шагающими музыкантами на плацу не один час строевой подготовки. — У каждого инструмента свои особенности. Когда человек идет, ему нужно удержать этот инструмент, все точно сыграть и правильно поставить ногу. Если музыкант будет маршировать обычным строевым шагом и играть, то у него ничего не получится, поэтому мы отрабатываем специальный шаг. Сначала нужно незаметно поставить ногу на пятку, а потом перекатиться на нее. И обязательно тянуть носочек. Но это заметно только наметанному глазу. Это тяжелый физический труд. Поэтому у нас в оркестре все молодые, подтянутые и спортивные, — улыбается Сергей Юрьевич. — А сложней всего шагать, пожалуй, с тубой, это самый низкий по регистру музыкальный инструмент. — Но есть у музыкантов и другие секреты. Откроете их для наших читателей? Например, расскажите, что делаете, когда зимой к инструменту примерзают губы? — И губы примерзают, и пальцы не шевелятся, а летом мошка залетает, если играем на открытой площадке Дальнего Востока, — улыбается дирижер с многолетним стажем Тимофей Константинович. — Всякое бывает. Но мы люди военные, со временем ко всему привыкаем. А вот инструментам не прикажешь. По нормативным документам оркестр может играть на улице при температуре до минус 15 градусов. А чтобы машинка в медных музыкальных инструментах не замерзала, туда наливают спирт. Внутри все обволакивается пленкой, и инструмент работает на морозе. — Считается, что большинство военных оркестров имеют довольно консервативный репертуар, но все, кто побывал на концерте Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ в прошедший вторник, убедились в обратном. Сергей Юрьевич, как подбирается репертуар и на что обращаете внимание в первую очередь? — Мы очень серьезно подходим к репертуару и на все обращаем внимание. На концерте мы даем все дозированно. Военные марши, военно-патриотическая музыка, красивые вальсы и немного классической музыки. А во втором отделении эстрадная, более легкая программа, советские и бардовские песни, те, которые берут за душу, заставляют о чем-то подумать. К сожалению, сейчас очень мало таких песен, пишут, — сожалеет начальник Центрального военного оркестра РФ. — На своих концертах мы не только играем музыку, но и рассказываем о ней. Недавно в Хабаровске ко мне за кулисы пришла мама с дочкой и поблагодарила за то, что мы рассказываем о музыке, просвещаем. Восприятие у людей совсем другое становится, если они понимают, о чем думал композитор, по какому случаю написал свое произведение. И людям это нравится. — Одни создают музыку, а другие ей наслаждаются. Но чтобы процесс был гармоничным, музыканты должны не только уметь играть, но и быть хорошо образованными. Как научить не только играть, но и чувствовать? — Музыканты должны не просто взять и сыграть музыку, они должны понимать, почему композитор написал эту музыку, какие мысли им двигали, чем он был озабочен в момент написания, прочувствовать ее. Поэтому они должны много знать, читать, познавать мир. Помните наше внеклассное чтение в школе? Вот примерно так я сейчас и своим ребятам даю список литературы, который они должны прочитать. Я обожаю классику: и русскую, и зарубежную, поэтому знаю, что им предлагаю. В этом списке мои любимые авторы — Николай Гоголь, Антон Чехов, Александр Куприн, Александр Пушкин, а из зарубежных — Стефан Цвейг, Сомерсет Моэм, Виктор Гюго и многие другие.
Источник