Главного дирижера для Хабаровска искали почти год
Высокий требовательный блондин в черном фраке. Таким предстал перед благовещенскими журналистами новый хабаровский дирижер. На самом деле, это в Благовещенске Дальневосточный академический симфонический оркестр с Антоном Шабуровым впервые. А пригласили его возглавить коллектив в 2017 году. И еще он - уральский, если быть верным alma mater. Антон Шабуров родом из Екатеринбурга, окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского и Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, а также ассистентуру-стажировку при Московской консерватории. Обучался под руководством Геннадия Рождественского. Это – уже знак качества.
Хабаровску невероятно повезло, власти постарались привлечь очень яркого и уже именитого профессионала. Искали год. Мастерство Антона Шабурова подтверждают победы на международных конкурсах Jeunesses musicales в Бухаресте (Румыния – I премия), имени Ф. Мендельсона в Салониках (Греция – I премия), а также на Всероссийском конкурсе имени И. А. Мусина (г. Кострома – Гран при и приз зрительских симпатий). Он руководил оркестром в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, под руководством Антона Шабурова оркестр представлял Россию на престижном международном фестивале Young Euro Classic в Берлине в 2016 году.
В 2010 году он дебютировал в качестве дирижёра-постановщика оперы Дж. Пуччини «Джанни Скикки» в оперной студии Уральской государственной консерватории. За данную работу Антон Шабуров был удостоен премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства». За время работы в оперной студии консерватории молодой дирижёр осуществил постановку следующих опер: «Умница» К. Орфа, «Мавра» и «Соловей» И. Стравинского, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Боярыня Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова, «Дуэнья» С. Прокофьева.
В качестве приглашённого дирижёра Антон Шабуров выступал с такими коллективами, как Симфонический оркестр Венгерских железных дорог, Симфонический оркестр Danubia (Будапешт, Венгрия), Молодёжный симфонический оркестр Берлина (Германия), Симфонический оркестр Южной Аризоны (Тусон, США), Симфонический оркестр Magna Grecia (Таранто, Италия), Филармонический оркестр города Пловдив (Болгария), ГАСО Республики Казахстан (Алма-Ата), а также с симфоническими и камерными оркестрами Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Кемерово, Ростова-на-Дону, Кирова, Самары, Ижевска, Кисловодска и многими другими.
С 2012 года в качестве приглашённого дирижёра Антон Шабуров сотрудничал с Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета, с 2015 года был приглашённым дирижёром Омского камерного оркестра.
С августа 2017 года Антон Шабуров — художественный руководитель и главный дирижёр Дальневосточного академического симфонического оркестра, который базируется в Хабаровске.
Среди сценических партнёров Антона Шабурова - такие выдающиеся музыканты, как Юрий Башмет, Борис Андрианов, Екатерина Мечетина, Александр Гиндин, Михаил Лидский, Граф Муржа, Никита Борисоглебский, Сергей Догадин, Вероника Джиоева и многие другие.
Если в будущем сезоне не найдем арфистку, откажемся от репертуара с арфой
Дальневосточный академический симфонический оркестр – коллектив со славной историей и хорошими традициями, которые заложил еще Виктор Тиц. За последние годы коллективом руководили Илья Дербилов, после - Тигран Ахназарян. В 2019 году Антон Шабуров начал свой третий сезон в качестве художественного руководителя и дирижера оркестра, уже спокойно распланировав всю работу. Вначале, признается, было непросто.
«Тогда я принял оркестр спустя год после ухода прежнего дирижера. Принял в состоянии турбулентности. Мое главное кредо – качество звучания. И мы начали работать. Насколько я требователен? Если про короля говорят, что это был добрый король, значит правление не удалось. Руководитель должен быть справедливым, - рассказал Антон Шабуров. - Я уже вижу разницу, для меня это главные показатели. Мы репертуар расширили, состав увеличили. Относительно инструментального состава: у нас есть арфа, но нет арфистки, поэтому пока этот сезон мы заменяем синтезатором. При планировании будущего сезона я волевым решением откажусь от этой практики. Мне очень жалко того репертуара, который у нас будет исключен. Так будет, пока мы не найдем арфистку. Условия достойные есть – по оплате, жилью, по творческой реализации – инструмент прекрасен, это подтверждали приглашенные музыканты. Тяжело смотивировать столичных музыкантов приехать на Дальний Восток, но мы эту работу не оставляем».
Кстати, Хабаровская краевая филармония продолжает усиливать свои позиции столичными специалистами. В сентябре на должность дирижера оркестра народных инструментов был приглашен выпускник Санкт-Петербургского института Алексей Рыбицкий.
Сам Антон Шабуров, третий год живя в Хабаровске, не отрывается от прежнего ритма жизни – старается участвовать в международных фестивалях и концертах. Больше географии он желает и оркестру, который возглавляет.
«Слава любого коллектива куется именно на гастролях, и это не я придумал. Выезжаем пока редко. Ровно год назад оркестр были в Екатеринбурге, после были во Владивостоке на Восточном экономическом форуме. Потом мы выезжали только по городам Хабаровского края. И вот, теперь, наконец, выехали за пределы региона – даем концерты в Благовещенске», - рассказал главный дирижер ДВАСО.
Дальний Восток будет слушать Бетховена
Свой 84-й концертный сезон Дальневосточный симфонический оркестр посвящает Бетховену, в честь 250-летия со дня рождения великого композитора. Антон Шабуров анонсировал «Бетховенский цикл»: будут исполнены все 9 симфоний, все инструментальные концерты и все 11 оркестровых увертюр.
В 2020 году исполнится 210 лет со дня рождения Роберта Шумана. Еще одна дата - 175 лет со дня рождения Николая Римского–Корсакова, и его опере «Царская невеста» - 120 лет. Этим событиям сейчас дирижер старается посвящать свои программы.
В Хабаровске на открытии сезона прошло два концерта - при полных залах. То же самое случилось и в Благовещенске. Первый концерт был рассчитан на взрослого зрителя, второй – на детей.
Чистая классика
Открыла выступление увертюра к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», созданная по одноименной драме русского поэта, переводчика и драматурга Льва Мея. Это одна из самых «русских» опер, которой восхищаются во всем мире. Бодрое сонатное аллегро, главные партии в котором отданы струнным, фанфары духовых в предвосхищении появлении Марфы и певучий образ самой царской невесты, великолепно переданный оркестром. Кстати, вопреки традициям увертюр, анонсирующих основные мотивы произведения, этот досвадебный образ девичьего счастья дальше не встречается. Красиво, празднично!
В первом отделении также прозвучал «Концерт для виолончели с оркестром ре минор» Роберта Шумана – сложный, для виртуозов. В нем раскрылся талант солистки оркестра Марины Альковой. В первой части встречаются пассажи, во второй – двойные ноты. Красивое, размеренное произведение, срывающее в динамику, все было исполнено точно и с харизматичной экспрессией. Это растрогало благовещенских зрителей.
В программе была и долгожданная «Симфония №7 ля мажор» Бетховена, одна из самых ярких и известных мажорных симфоний автора. Ее еще называют героической идиллией. В произведении широко используются интонации и ритмы народной музыки, австрийской, венгерской и славянской. Тембровые контрасты, перекличка духовых инструментов, поочередно вступающих с широкой мелодической фразой, создавали впечатление пространственности. Особенно примечательно было финальное противопоставление групп духовых и струнных инструментов. Мощный, воинственный, мажорный финал вызвал шквал аплодисментов.
На второй день оркестр дал концерт для самых маленьких слушателей, им рассказали, что такое симфонический оркестр – в программе Бенджамина Бриттона «Путеводитель по симфоническому оркестру», который также собрал множество зрителей, многие впервые видели и слышали оркестр. И эту просветительскую миссию дирижер Антон Шабуров несет повсюду, начиная с Хабаровска.
«Я решил, что буду сам делать одну сказку с оркестром в сезон, и вот уже третья сказка с моим музыкальным оформлением появилась в нашем репертуаре. Гулливера в его путешествии будут сопровождать Мендельсон, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Россини, Дебюсси и Барток. Это проект «Воскресные концерты для детей и их родителей», - написал на своей странице в соцсетях дирижер ДВАСО.
А еще есть настоящие дискуссии о классике.
«Мы сделали абонемент «Вечера с главным дирижером», где я выступаю еще и в роли рассказчика. Мы общаемся с публикой, рассказываю, что будет играться, ставлю какую-то проблематику. А после концерта мы устраиваем импровизированный брифинг, беседу с публикой в режиме свободного микрофона. И если вначале это были короткие «спасибо за концерт», то с третьего-четвертого концерта в Хабаровске стали задаваться сущностные вопросы по программам, и это очень хорошо. Это важное, нужное просвещение. На будущее с директором Амурской областной филармонии Ольгой Николаевной Смирновой мы обсуждали возможность привоза в следующем году такой формы», - пояснил Антон Шабуров.
Я не уеду, если мне будут помогать работать качественно
Новой для Дальнего Востока формой стали симфонические концерты Open-air. 1 сентября ДВАСО играл на открытой сцене на набережной возле ледового дворца, вход был свободным. Антон Шабуров на Хабаровске не замкнулся. Он свободно летает на запад и дает концерты в качестве приглашенного дирижера. В конце сентября он выступал в легендарном румынском «Атенеуме». Вместе с тремя финалистами X Международного конкурса дирижёров Jeunesses Musicales выступал с прославленным Симфоническим оркестром имени Джордже Энеску. Как победитель предыдущего конкурса дирижировал увертюру к опере «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера. Потом было открытие сезона в Хабаровске.
За два дня до Благовещенска он дирижировал Московским государственным симфоническим оркестром для детей и юношества со втором фортепианным концертом Ф. Листа, концерт состоялся в знаменитом Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
«Мне, конечно, не хотелось бы уезжать. Этот и следующий сезон я нахожусь в Хабаровске, я обещал оркестру. Это для меня намного ценно, чем обещание чиновникам. Им я сказал, что если движение будет двусторонним, тогда никакого резона уходить нет. Но если наш рывок в качестве не будет поддержан на должно уровне руководством края, тогда мой лимит на нахождение в Хабаровске будет исчерпан. Потому что я сразу же сказал: я дирижер «про развитие», а не «про сохранение традиций». Традиции – это прекрасно. Но нужно двигаться дальше», - резюмировал дирижер.
А уже 25 октября Антона Шабурова ждут в Румынии, в Тимишоаре. В Большом зале филармонии вместе с Государственным филармоническим оркестром Banatul он исполнит интереснейшего «Американца в Париже» Джорджа Гершвина, для которого специально держат четыре автомобильных клаксона. Они имитируют звуки парижских такси. По мотивам 18-минутной симфонической поэмы был снят музыкальный фильм и поставлен бродвейский мюзикл. Кстати, совсем недавно было выяснено, что 70 лет во всем мире произведение играли мимо нот. Но это уже другая история…