Мне с детства кричали: «Артистка!»
Музыка в мою жизнь пришла очень давно, когда большой семьей, с бабушками все собирались за столами и пели. Помните? Еще недавно же все пели за столом, и попробуй не знать эти песни! Мои не могли не петь, потому что все предки были переселенцами с Украины. А язык этот очень певучий, причем я уже слышала и украинский, и русский язык.
Там, перед гостями мне и давали первую сцену. Помню, мне было 4 или 5 лет, уже пою вовсю, все восхищаются, хлопают. Кричат: «Артистка!» А я ведь верю!
Мы жили в Серышево. Бабушки у меня ходили в местный хор ветеранов, меня с собой, конечно тоже. И вот я наблюдала за певцами, за работой хормейстера — о боже, эти руки-крылья потрясающие! Я могла часами за ними наблюдать!
Там я видела таких легендарных личностей, таких как Николай Алексеевич Лошманов – он писал песни хору. Его завораживала эта работа, я очень хорошо помню. Я знала весь его репертуар!
Учителя из Гнесинки
Когда мне исполнилось лет 10, я стала проситься в музыкальную школу. Но мама почему-то считала, что я очень увлекающаяся натура, и могу бросить. Тогда я все сама разузнала, и мне ее удалось убедить. И вот, мы записались в школу по классу домры. А дополнительным предметом было фортепиано.
Музыкальная школа в Серышево могла дать фору многим учебным заведениям с более серьезным статусом. Во-первых, так был сильный педсостав. А еще везло вот в чем: там есть военный городок, и вместе с мужьями-офицерами, конечно, со всей страны, и из «столиц» приезжали их жены. Многие были настолько высокообразованные, с такими дипломами, что сейчас вообще где редко встретишь. Мне посчастливилось заниматься, например, у педагогов из самой Гнесинки, они наряду с местными педагогами вели предметы в музыкальной школе. Помню, Юлия Владимировна Беседина – она и сейчас где-то в Электростали, по-моему, в руководстве музыкального колледжа. У нас она вела хор. Была еще одна знаковая встреча с концертмейстером, не помню имя, она играла на фортепиано. Она, в свою очередь, задала очень высокую планку в духовном развитии, ее заветам я следую до сих пор.
На сольном концерте, кстати, я видела моих учителей, они за меня сильно болели.
«Северный ветер» победила народная песня
После школы я закончила истфил Благовещенского педагогического университета, отделение русского языка и литературы, потом было еще и юридическое образование. Работала. С музыкой, конечно, я не прощалась – работала в ресторанах, и всегда пела в университете на сцене. Там была эстрада, конечно. До этого со сцены народную песню я не пела вообще никогда.
В 90-х было время, когда народную песню молодежь даже стыдилась петь. Куда круче была эстрада. В ресторанах, помню, 20 раз заказывают «Северный ветер», значит 20 раз поем «Северный ветер». Молотили все подряд, и каждый раз это был такой «сольник».
Сейчас я очень избирательна. На концерте я пела из хорошей эстрады Булата Окуджаву «Молитва», «Балладу матери» и «Там нет меня».
И вот, 5 лет назад я как-то встретилась с руководителем Амурского народного хора Ириной Васенко, она говорит: «Приходи к нам, попробуешься». И я пришла, и уйти оттуда уже не могу. Там я солистка и хормейстер. Спустя время анализирую, почему меня привело в народное: домра — инструмент народный, наверное, все оттуда.
Помимо своей вокальной карьеры я занимаюсь с детьми – у меня есть ансамбль «Акварель» в Амурском областном доме народного творчества, он теперь уже образцовый. Детки, вообще, очень талантливые.
Чтобы петь песню, надо иметь на это право
К сольному концерту я шла долго. Идею вынашивала несколько лет. И дело не в том, что я технически не могу что-то исполнить, нет. Могу. Просто я считаю, что главное в песне – слова. Их надо слушать, в них — чья-то судьба, возможно — судьбы твоих зрителей. И они должны тебе верить, а ты должна быть честной. А, значит, иметь моральное право эту песню петь. Так у меня было с «Молитвой» Булата Окуджавы. Там — вера, и к этой степени веры надо сознательно прийти. И когда у меня получилось, я поняла: можно приступать к проекту.
Во всем помогла команда Амурской областной филармонии, ребятам огромная благодарность. Настолько слаженная работа была! Благодаря филармонии все само собой собиралось самым лучшим образом.
Например, зрители увидели несколько номеров в концерте с ансамблем балалаечников из Якутии «БалАнс». Это, конечно, придало концерту такой межрегиональный уровень. С «БалАнсом» я знакома с прошлого лета — поработали с ними на Российско-китайской ярмарке, они приезжали в составе Государственного концертного оркестра Якутии. Они присмотрелись ко мне, в сентябре пригласили в проект с актером Даниилом Спиваковским, он проходил в Якутии. Сами музыканты — из города Алдан, там филиал филармонии. Это был замечательный опыт! Мне посчастливилось работать и со Спиваковским, и с московским гусляром — где такое встретишь еще?
А участие ребят в моем концерте сложилось так. «БалАнс» планировал на начало февраля гастроли по Амурской области, и мы на это время организовали мой сольный концерт.
Что публика! Я сама порой остановиться не могу!
Для меня народная песня — это душа, это что-то свыше. Когда я исполняю народную песню, меня захватывает такая энергетика, что остановиться невозможно. Эмоции захлестывают, можно даже заплакать! В профессиональном искусстве это не есть хорошо, но это настолько живое, настоящее!
Публике это, конечно, передается. В деревнях часто бывает, что в концертном зале люди вскакивают, подсвистывают, в пляс пускаются. У нас в Благовещенске сидят, но смотрят завороженно.
Сольный концерт прошел, после него усталость, конечно. Но удовольствие, которое я получила от работы — не передать. Очень много людей после концерта подходило, говорили такие хорошие слова! Коллеги поддержали — это дорогого стоит! А цветов было так много, что я за один раз не смогла увезти их домой. Весь дом в цветах! Вот, теперь думаю, как учинить еще что-то подобное!