«Возрождение» — уже не капелла, а хор — Елена Геннадьевна, 45 лет назад в городе появился коллектив, который начал исполнять духовную музыку. Расскажите, что изменилось с тех пор? — Амурская хоровая капелла «Возрождение» под руководством Надежды Валентиновны Гутниковой была создана как любительский коллектив. Это была небольшая вокальная группа, в которой пели увлеченные люди на абсолютно безвозмездной основе. По вечерам врачи, педагоги, студенты собирались вместе и пели русскую духовную музыку. И сейчас мы по-прежнему называемся «Возрождение» — только не капелла, а хор, но суть не изменилась. В основе репертуара лежит русская духовная музыка. Мы коллектив светский, но русская духовная музыка — это наш генетический код. Поэтому рождественские, пасхальные концерты и посвященные Великой Отечественной войне всегда были и всегда будут в нашем репертуаре. Но мы стараемся идти в ногу со временем и пробовать разные жанры и стили. Например, в 2000-х годах мы исполняли много зарубежной музыки, тон задавали южноафриканские коллективы, пошел акцент на движения. Я не против этого. Но нашей русской хоровой культуре это не очень соответствует. Какая бы ни была зарубежная музыка красивая, потрясающая, но когда мы поем русскую духовную музыку, мы возвращаемся к своим истокам, это сравнимо с чувством возвращения домой. «Мы сделали упор на русскую музыку» — Свой юбилейный год вы начали с рождественского концерта, музыкальной сказки «Алиса в стране чудес», а чуть позже были гастроли в Хабаровске. Чем планируете радовать амурского зрителя? — Для артиста праздник — это сцена, концерты. В этом году мы решили, что весь юбилейный год для нас будет праздничным. Мы сделали упор на русскую музыку. Единственное, где можно было услышать иностранные произведения в нашем исполнении — это лекция-концерт в областной библиотеке. Мы хотим показать хор в разных направлениях, в разных акустических жанрах. Следующий концерт состоится 21 апреля в храме, это русская духовная музыка — то, с чего мы начинали, то, что мы любим. Благотворительный концерт пройдет в Благовещенске в храме святой блаженной Ксении Петербургской, вход за пожертвование, все собранные средства мы перечислим нашим бойцам в зону СВО. Хочется, чтобы пришло как можно больше людей, там особая атмосфера, и такая духовная музыка слушается совершенно по-другому. Осенью мы планируем провести необычный концерт-экскурсию. Тоже очень интересная форма. Это будет выставка, приуроченная к нашему юбилею, там будет много наших костюмов, дипломов, подарков и так далее. И все эти экспонаты мы будем озвучивать. На такую выставку количество мест будет ограничено. А в ноябре состоится концерт-праздник, такой завершающий аккорд. Мы хотим наполнить зал Амурской областной филармонии светом, любовью и музыкой. «Планов, задумок, разработок очень много» — Как подбирается репертуар? За 45 лет были созданы десятки интереснейших программ духовной, русской, зарубежной музыки. — У нас огромный репертуар. Музыки столько, что не исполнишь за всю жизнь. Планов, задумок, разработок очень много. Русский дирижер Борис Тевлин часто повторял афоризм «Дирижирую ту музыку, которую люблю, а люблю — ту, которой дирижирую». И я с ним согласна. Конечно, за мной, как за руководителем, остается последнее слово, я подбираю музыку по своему вкусу, потом предлагаю ребятам, обсуждаем, выбираем, и так формируется репертуар. Сейчас интернет очень облегчает весь процесс. У нас есть социальные группы, в которых хормейстеры делятся своими творческими находками, можно что-то на «Ютубе» посмотреть. — Хор с завидным постоянством радует премьерами. — На каждом своем концерте я стараюсь давать зрителям что-то новое, чтобы каждый узнал что-то необычное для себя, пусть даже в том репертуаре, который он уже слышал не раз. Очень хочу, чтобы люди, уходя с нашего концерта, тоже открывали для себя что-то новое. В марте мы были на гастролях в Хабаровске, где совместно с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром исполняли сочинение аргентинского композитора Мартина Палмери «Месса из Буэнос-Айреса». На это уникальное сочинение, в котором причудливо сочетаются католическое богослужение и эмоциональное танго, были проданы все билеты как в Хабаровске, так и в Благовещенске. «Пушкинская карта» — замечательная идея» — Как сформировать культурный вкус и привлечь молодого зрителя в зал? — Наши дети — наше отражение. «Яблоко слепо. Видит лишь яблоня». Так и в жизни, мы не сможем изолировать детей от дурного влияния, если не начнем с себя. Ведь воспитание начинается в семье. И не всегда культурный уровень родителей помогает сформировать вкус, или просто не хватает средств у родителей. Здесь нам на помощь пришла «Пушкинская карта». Это замечательная идея. Но очень хотелось бы, чтобы государственная политика развернулась именно в поддержку наших истоков, духовной, классической музыки. Мы находимся в неравном бою с поп-индустрией, с тем, что нам навязывается. Интернет мы не сможем изолировать и оградить своих детей от дурного влияния. Путеводитель по 400 годам классической музыки — Вы дали представление в необычном формате — лекцию-концерт. Расскажите, что это такое и какой отклик вызвало у зрителей? — Мы подготовили цикл музыкальных лекций, которые будем исполнять в течение всего года. Первый концерт-лекция — по произведению Пола Дрейтона «Шедевр», и это действительно шедевр, потому что в нем заложена краткая история западноевропейской музыки: от Баха до Дебюсси. Уникальный компактный путеводитель по последним 400 годам западноевропейской классической музыки за 10 минут позволяет расшифровать все нюансы великого сочинения. Автор — сам музыковед, автор книг о музыке для взрослых, он постарался увлечь классической музыкой любого человека, независимо от возраста, образования, воспитания. Концерт-лекция был бы интересен детям, которые учатся в музыкальной школе, студентам. И вот на это очень легкое, остроумное произведение было продано совсем мало билетов. Но это не значит, что мы не будем больше его проводить. Будем пробовать еще. Видимо, само название «лекция-концерт» немного отпугнуло зрителей. Хотя сейчас стало модно проводить образовательные лекции. Но у нас такая просветительская форма пока не особо прижилась. Но мы будем продолжать. «Артист хора должен уметь всё» — В обществе бытует мнение, что артистом хора быть очень легко. На самом деле это направление сочетает в себе многие творческие профессии. Мы на сцене двигаемся, поём на разных языках, танцуем. Помимо того, что мы каждый день поём по три часа, ежедневно с нами занимаются профессионалы по актерскому мастерству, по хореографии, — объясняет Елена Беляева. — Артист хора должен уметь всё, это ежедневный, кропотливый, очень сложный труд и еще раз труд. Понятное дело, что мы не сразу к этому пришли. Мы часто поём на языке оригинала, так и должно быть в идеале. Главное, чтобы зритель понимал. А язык музыки — он интернациональный. — Мне поётся очень сложно на разных языках, — включается в разговор хормейстер и солист хора Альберт Хан. — В школе хоть и изучал английский язык, но проблемы с произношением и другие никуда не делись. Молодежь у нас в хоре гораздо быстрей и лучше запоминает тексты на иностранном языке. А вот на китайском петь гораздо проще, чем на английском. Есть языки вокальные и нет: китайский, итальянский — очень вокальные языки, певучие. — На одном из наших концертов присутствовал генеральный консул КНР в Хабаровске, мы исполняли песню про северных коней монгольского хана, — вспоминает Елена Геннадьевна. — Он очень высоко оценил исполнение и сказал, что мы поём очень хорошо и понятно. Однажды мы работали в Харбине на фестивале с китайским симфоническим оркестром и пели песни на китайском языке. С их дирижером мы давно дружим, и он сказал просто потрясающую вещь, которую я запомнила на всю жизнь. На вопрос наших девушек, правильно ли мы поём песни на китайском, он ответил: «Вы не должны петь как китайский человек, вы должны петь как русские, не надо копировать произношение». Китайцы тоже очень любят петь на русском языке, и у них это получается очень хорошо, но со своим колоритом, отмечает руководитель хора «Возрождение». Говорят, что у людей поющих вместе улучшается не только физическое, но и душевное состояние. Эта мощная синергия, возникающая в хоровом пении, очень воодушевляет и наполняет силой, помогает бороться с плохим настроением. — Это так, — подтверждает Елена Беляева. — Иногда бывает, приходишь на репетицию, и сил нет, а начинаешь петь — и сразу всё забываешь. А вообще я заметила — выходишь на сцену и про всё забываешь, даже про все свои болячки. Наше искусство очень хрупкое. Поэтому невозможно передать магию волшебства искусства, петь о любви или о прекрасном, если ты находишься с кем-то в ссоре, в отрицательных отношениях, в раздражении. Мы сразу это чувствуем. «В коллективе собрались люди, преданные музыке» — Хор — это наша семья, — говорит Елена Беляева. — Здесь не может быть людей, которые смотрят в другом направлении. В коллективе собрались люди, преданные музыке, те, кто двигается вместе со всеми в одну сторону. Не все приживаются в хоре, кто-то уходит по личным обстоятельствам, кто-то по иным, но большинство вспоминают работу в хоре как самые счастливые годы жизни. А те, кто остаются, становятся единомышленниками, одной семьей. Мы очень много времени проводим вместе — репетиции, концерты, гастроли, но не устаем друг от друга. Даже в отпуск вместе ездим иногда. Вот, например, на Байкал путешествовали большим коллективом, за Зею ездили с палатками все вместе, ночевали на берегу, человек 40 всех собралось: дети, мужья, жены. А еще у нас есть традиция поздравлять друг друга с днем рождения или другими событиями и петь всем хором «Многолетие». А на Новый год традиционно проводим «Тайного Санту». Потом такое послевкусие после праздника, когда все делятся своими эмоциями в общей группе, пишут слова благодарности. Мне кажется, что это прекрасный повод лучше узнать и понять друг друга, сделать что-то приятное человеку не формально, а с любовью и интересом. Курьезы на концертах, или Как ангелы приносят туфли — За эти годы было много всего любопытного, — улыбается Елена Беляева. — Есть инструмент камертон (прибор для воспроизведения эталонной высоты звука. — Прим. авт.). Перед началом пения мы задаем тон камертоном, и однажды Альберт забыл свой инструмент дома. Я дала ему свой. Альберт задал тон и положил камертон во внутренний карман фрака. А там оказалась дырка — и он провалился за подкладку. Мне выходить на сцену, зал сидит, хор стоит, а камертон провалился. Что делать? Мы за кулисами начали судорожно пытаться достать камертон, хотели уже подкладку порвать… Но всё же смогли его достать и выйти на сцену. Потом вспоминали со смехом, но в тот момент нам было не до смеха. Вспоминает руководитель хора «Возрождение» и другой забавный случай. — Поехали мы на гастроли, и Альберт вдруг вспомнил, что дома забыл белые концертные туфли. А сцена в сельском клубе маленькая была, что мне даже на ней места не хватило, и пришлось вниз спускаться. Получилось так, что я дирижировала из зала и ноги артистов как раз перед глазами были, — рассказывает Елена Геннадьевна. — И вдруг вижу: Альберт выходит на сцену, а на нем белые туфли. Но только посмотрит на меня, его смех разбирает, просто давится от смеха. А я вместе с ним. Первый номер мы хохотали, у меня слезы текли: я в голос же не могу рассмеяться, и он стоит — глаза кверху, потому что как только на меня посмотрит, сразу смех разбирает. Так и спели первую песню. А потом спрашиваю: «Ты где их взял?» «Ангелы принесли», — ответил. Оказалось, они лежали на месте в чехле, а он не заметил.
Источник